Что нужно знать про Машиночитаемую доверенность (МЧД)

Сейчас во всех поисковых пабликах можно найти следующее определение Машиночитаемой доверенности, или МЧД – это электронная форма бумажной доверенности, подписанная квалифицированной электронной подписью.

Давайте, разберемся что же это такое и как с ним работать.

Раньше в работе можно было использовать два вида сертификата электронной подписи:

  • Сертификат руководителя, выданная ФНС или аккредитованным Удостоверяющим центром
  • Сертификаты выпущенные на сотрудников, в которых было указано сведение о наименовании юр лица, которому принадлежит эта подпись и сведения о том, кому была выдана ЭЦП.

В 2023 году вступают в силу поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ, которые вводят новые правила работы с электронными документами.

То есть по новым правилам оформить Электронную подпись на сотрудника станет невозможным. Сейчас можно получить одну электронную подпись на руководителя юрлица или ИП, и на физическое лицо, в котором будут указаны сведения только конкретного человека.

Но чтобы вести юридически значимый документооборот, подписи физлица недостаточно, т.к. в его подписи не будет сведений о принадлежности к конкретной организации. Поэтому для подтверждения полномочий сотрудника и принадлежности к организации, необходима доверенность на передачу полномочий. И чтобы не обременять компании оформлением нотариальной доверенности и упростить передачу полномочий, ввели специальную доверенность в электронной форме. Это и есть машиночитаемая доверенность.

Такую доверенность можно оформить по утвержденному формату (XML), что позволяет информационной системе проверять данные из нее автоматически.

Где взять МЧД:

МЧД уже реализована на многих электронных платформах, в которой есть функционал для создания и подписания доверенности в электронном виде, например:

-провайдер ЭДО (Контур, СБИС и др.);

-портал ФНС с реестром машиночитаемых доверенностей;

-своя информационная система.

Руководитель формирует и заполняет МЧД, в котором указывает следующие сведения:

-наименование и номер документа;

-дату создания метки доверенного времени и срок действия доверенности;

-сведения о доверителе и представителе;

-УКЭП, которой подписан документ;

-сведения об информационной системе, в которой хранится МЧД;

-информацию о возможности передоверия;

-перечень полномочий в виде кода из единого классификатора или текста в свободной форме

После подписания, передает на подпись своему сотруднику или представителю. Доверенность регистрируется в реестре ФНС.

В случае увольнения, или если сотрудник утратил полномочия подписывать документы от имени юрлица, МЧД можно будет отозвать. Для этого руководитель самостоятельно формирует заявление на отзыв.

Подписание документов с использованием МЧД станет обязательным с 31 августа 2024 года.